С разгаром второй волны коронавируса остается надеяться, что бизнес сумеет справиться с навалившимися на него проблемами не менее эффективно, чем весной. В связи с этим мы решили возобновить весеннюю рубрику «Бизнес против пандемии». Наши эксперты расскажут, как бизнесменам удается одновременно справляться с COVID-19 и административными несуразицами.
Как и во время первого карантина, мы попросили представителей бизнеса рассказать о том, как они приспосабливаются к изменчивым условиям и насколько эффективно городские власти поддерживают предприятия (и существует ли реальная поддержка вообще). Предлагаем Вам ознакомиться с тем, что удалось узнать нашему журналисту.
Пришлось уйти в онлайн
Многие предприятия, даже те, кто ранее не рассматривали всерьез электронную коммерцию, вынуждены были перенести торговлю в онлайн. Этому способствуют два фактора: карантинные ограничения и страх перед COVID-19.
Александр Шестаков, генеральный директор первой мебельной фабрики, рассказал: «Для мебельной отрасли весенний локдаун был тяжелым потрясением. Корпоративные клиенты притормозили выполнение заключенных контрактов. Откладывались сроки поставки и даже подписание актов приема-передачи по уже отгруженной продукции. В связи с закрытием мебельных магазинов розничная торговля попала в катастрофическое положение. А для большинства производителей она была единственным каналом сбыта. Мебель — товар отложенного спроса. Соответственно, кроме проблем со сбытом, отрасль ощутила резкое падение покупательского спроса.
До локдауна наша компания не имела полноценного интернет-магазина. Лишь часть бизнес-процессов были доступны онлайн. А уже в апреле мы организовали консультации и продажи онлайн. Выглядит это так: клиент связывается с дизайнером по телефону или через интернет и подбирает модели, фурнитуру и технику. Затем клиент знакомится с готовым дизайн-проектом, представленном трехмерными моделями и подтверждает заказ. Такая концепция работы с заказчиками доказала свою эффективность. В декабре более 30% розницы занимали онлайн-продажи».
Дубинин Николай Дмитриевич
«Рост онлайн-торговли не смог компенсировать потери от закрытия магазинов. Поэтому мы надеемся, что принятые меры санитарной безопасности позволят избежать повторного закрытия торговых точек».
Мария Евневич, член совета директоров сети строймаркетов «Максидом» поделилась воспоминаниями о весеннем локдауне: «Так называемые нерабочие дни, которые правительство ввело весной, были самым сложным моментом за время всей пандемии. Большинство магазинов могли продавать лишь продукты первой необходимости, а часть региональных точек нам пришлось вовсе закрыть для покупателей. В результате резко выросло число онлайн-покупок и повысилась нагрузка на сайт. Пришлось даже изменить структуру персонала и логистику: сотрудники торговых залов были переведены в пункты выдачи заказов, а колл-центр был усилен за счет сервисных отделов магазинов. Последнее было самым неожиданным. Мы не просчитали, что покупатели, лишившиеся возможности лично осмотреть и пощупать товар, станут узнавать все подробности о нем по телефону. Тем не менее, рост онлайн-торговли не смог компенсировать потери от закрытия магазинов. Поэтому мы надеемся, что принятые меры санитарной безопасности позволят избежать повторного закрытия торговых точек».
Спасение — доставка
Транспортные компании быстро приспособились к новым условиям и ограничениям. После начала весеннего локдауна стал востребован недооцененный ранее формат транспортных услуг — доставка.
«Весной мы стали внимательно отслеживать рыночные изменения, которые влияли на нас и наших клиентов, чтобы оперативно к ним подстроиться, — начал рассказ Павел Сенченко, занимающий должность заместителя директора Санкт-Петербургского филиала ТК «Байкал Сервис». — В апреле мае, когда большая часть предприятий была на карантине, резко упал объем грузоперевозок. Наша компания, со своей стороны, пытались поддержать постоянных клиентов, которые вынужденно снизили объемы производства или вовсе приостановили деятельность. Мы предложили им новые сервисы, акции и услуги. Появилась бесконтактная доставка, аренда машин с водителем, экспресс-выдача груза, онлайн-отслеживание доставки и забора отправлений».
Дубинин Николай Дмитриевич
«Компании, которые обратили внимание на рыночные тенденции и смогли приспособиться к ним, остались «на плаву»».
Полученный опыт позволяет им уверенно планировать в среднесрочной перспективе. Но, пока не ясна эффективность массового вакцинирования, опасения остаются.
«Что касается явных изменений конъюнктуры рынка, — продолжил Павел Сенченко, — стало больше заказов на перевозку медицинских товаров, средств дезинфекции, спорттоваров и запчастей для автомобилей. Меньше грузов приходится возить в торговые центры, зато больше — в маркетплейсы. К сожалению, вместо привычного предновогоднего ажиотажа в сфере торговли, декабрь отличился лишь плавным небольшим ростом перевозок».
Без хлеба никуда
Надежды на то, что этой осенью начнется возрождение общепита, не оправдались. Тем Однако некоторые городские рестораторы сумели совладать с нисходящей волной и даже подняться на уровень, сравнимый с «докарантинным» периодом. К сожалению, это нельзя назвать общей тенденцией.
«Кафе и ресторанам пришлось особенно тяжело. Это связано не только с карантинными ограничениями. Проблема в том, что в любых кризисных ситуациях люди начинают экономить на походах в ресторан. — объяснил Михаил Манаков, руководитель отдела франчайзинга сети пекарен «Хлебник». — Нам повезло, что наши пекарни предлагают хлеб и выпечку, которые относятся к продуктам первой необходимости. Сыграл роль и переток клиентов, которые ради экономии предпочли пекарни вместо других форматов общепита. Мы сориентировались в ситуации: улучшили внутренние бизнес-процессы и вложились в расширение ассортимента. В частности, увеличили разнообразие блюд кулинарии. Независимо от того, сколько еще продлятся карантинные меры, люди не прекратят завтракать, обедать и наслаждаться чашечкой кофе. Поэтому спрос на нашу продукцию, в том числе качественные упакованные обеды, сохранится.
Кстати, период первой волны и локдауна совпал у нас с запуском новой линии. Я считаю, что ремесленное производство хлеба — это волшебный удивительный процесс. У нас появилась идея позволить прикоснуться к нему всех желающих. Планируем в ближайшем будущем организовать экскурсии для детей с родителями. Также хотим предложить мастер-классы, на которых маленькие гости не только познакомятся с чудом рождения хлеба, но и смогут лично поучаствовать в нем. Думаю, в этом плане особенный интерес представляет кондитерский цех. Ведь в программу экскурсий и мастер-классов входит дегустация, которая безусловно понравится и детям, и взрослым».
Нужен диалог
Хочется отметить серьезную проблему, которая появилась весной, но осенью набрала особенную остроту. Это почти полное отсутствие коммуникаций между властью и бизнесом. Особенно показателен в этом плане прошедший недавно «Форум малого бизнеса» . Если в начале пандемии разговоры шли, преимущественно, о поддержке, то сейчас представители власти лишь напоминают о необходимости соблюдать ограничения.
«Проблема в том, что возможности, имеющиеся у бюджета, сотрудники наших государственных органов рассматривают в качестве личного ресурса, которым можно распоряжаться по собственному рассмотрению. — рассказала в интервью порталу «СвоеДелоПлюс» Виктория Шамликашвили, которая является инвестором отеля Hotel Indigo St.Peterburg Tchaikovskogo и генеральным директором компании «Индивидуальный туристический сервис». — Бюджетные деньги у нас готовы потратить на самые неожиданные программы. Зато соотносить расходы из бюджета с планами, нуждами и надеждами общества у чиновников не принято.
На железнодорожную магистраль «Москва-Петербург» потрачены триллионы рублей из карманов налогоплательщиков. Часто выявляются, а куда чаще скрываются случаи растрат при финансировании госзаказов. Зато ни малый, ни средний бизнес не могут рассчитывать не то что на прямую помощь, а даже на защиту своих интересов и соблюдение элементарных прав.
Обратная связь между властью и обществом исчезла. При этом большая часть бюджета формируется из налогов, поступающих от потребительского сектора. Бюджетные доходы Российской Федерации сравнимы со странами, где численность населения в 10-15 раз ниже. Это говорит о чрезвычайно низком уровне экономической активности. И она продолжает снижение».
Заметим, что городские власти знают о неблагоприятной динамике в экономике. Это подтверждает выступление вице-губернатора Евгения Елина на прошедшем Форуме малого бизнеса. Во вступительном слове он упомянул проблему: обороты небольших предприятий из-за пандемии упали на 20%, а прибыльность — минимум на 50%. Сильно пострадала сфера услуг, автоперевозки и, особенно, туристическая отрасль. Однако, власти пока не могут спасти ситуацию. По словам вице-губернатора, сегодня нет «хорошей» альтернативы карантинным ограничениям. Поэтому, пока медицина не смогла победить вирус, приходится выбирать между плохими и очень плохими решениями для бизнеса.
Косвенно признал он и разрушение диалога: «Нужно совершенствовать коммуникационные каналы. Мы часто не слышим друг друга, вступаем в диалог слепого с глухим. Однако нам необходимо найти общий язык. На данном этапе система управления явно не справляется со своими задачами. Надо понимать: первоочередная задача — справиться с эпидемией. И на нее должны быть направлены все ресурсы. А уже после мы сообща будем залечивать раны».
Дубинин Николай Дмитриевич
«Без экстренных ограничений в сфере досуга и общепита мы бы не погасили первую волну пандемии. Альтернатива таким жестким мерам лишь одна — вакцинация».
Специалисты, которые непосредственно борются с волной эпидемии в Санкт-Петербурге, поддерживают слова вице-губернатора. Так, санитарный врач Николай Дубинин, занимающий должность директора по качеству в компании «Кафедра дезинфекционного дела» уверен, что альтернативы локдауну не было. «Без экстренных ограничений в сфере досуга и общепита мы бы не погасили первую волну пандемии. Альтернатива таким жестким мерам лишь одна — вакцинация. Тем более, новогодние традиции в нашей стране сильнее карантинных ограничений. Люди не перестали праздновать Новый год и не желают отказываться от корпоративов. Повторное закрытие ресторанов перед праздниками привело бы к тому, что гуляния перешли в офисы. Скопление людей в таких условиях еще опаснее, чем празднования в ресторане. Не меньше опасность заражения и в случае незаконных массовых мероприятий в заведениях, работающих вопреки запретам Роспотребнадзора. Поэтому власти выбрали оптимальное решение — ввели разумные ограничения вместо полного запрета корпоративов в ресторанах».
Что дальше
Несмотря на трудности, предприниматели строят позитивные планы на будущее. Вот только они не совсем совпадают с тем, что планирует правительство. «Мы не ожидаем второго локдауна. Согласно официальным данным, заболеваемость вышла на плато. — говорит Павел Сенченко. — Сотрудники и клиенты ответственно подходят к безопасности: соблюдают дистанцию, используют маски, антисептики. Мы подошли ко второй волне подготовленными и четко понимаем, что нужно делать».
Михаил Манаков добавил: «Коронавирус мы рассматриваем как один из факторов, влияющих на рыночную ситуацию. Инфляция, изменение курса доллара или пандемия — это повод к внедрению новых бизнес-процессов, которые позволят соответствовать изменившимся рыночным условиям. Перемены нельзя назвать форс-мажором. Они стали частью будничного рабочего процесса. Вторая волна не стала неожиданностью. Бизнес принял ее неизбежность и готовился к пессимистичному сценарию. Поэтому в будущее мы смотрим с осторожностью, но не теряем оптимизма. Надеюсь, вакцинация позволит вернуться к привычному жизненному укладу».