Советник министра МВД Украины озвучил на пресс-конференции потрясающие цифры: проверка складов пшеницы обнаружила недостачу на 800 миллионов гривен (около 30 миллионов долларов). По словам должностного лица, такой ущерб был нанесен мышами, которые умудрились съесть 2700 вагонов зерна.
Интересно, что при таком аппетите грызуны оказались весьма разборчивыми. Они не тронули зерно низкого качества. Полакомились только тем, что было пригодно для изготовления хлеба. Без этих продуктов страна осталась бы, случись чрезвычайная ситуация.
Несмотря на версию с мышами, полиция Украины открыла уголовное производство. Следователи уверяют, что установят имя, фамилию и должность, занимаемую каждой «мышью», виновной в недостаче. Новость, а особенно комментарий советника министра, вызвала живое обсуждение среди рядовых украинцев. Люди интересуются, сколько грызунов могли бы понадобиться, чтобы съесть такую гору пшеницы. По словам экспертов, мыши не отличаются прожорливостью. Одна особь съедает примерно три грамма еды. Поэтому для уничтожения 189 тысяч тонн зерна их понадобилось бы невообразимое количество.
Первым заметил исчезновение запасов глава Агентства резервов Украина Ярослав Погорелый. Он, кстати, и отвечает за их сохранность. Озвученная чиновником сумма недостачи, обнаруженная во время аудита, прошла незамеченной для общественности, но не для украинского руководства — чиновник вскоре был уволен. Шутку представителя МВД о мышах украинцы поддержали и развили. Заодно подсчитали, что для поедания такого количества провизии миллиарду мышей пришлось бы работать челюстями не меньше двух месяцев без перерыва. Столько грызунов, выстроенных в колонну, могли бы дважды опоясать земной шар. Если столько мышей разместить рядом друг с другом, они займут территорию более 500 гектаров (5 квадратных километров). Исторический центр Киева занимает примерно такую же площадь.
Все, даже те, кто не выносит грызунов, сошлись во мнении: не стоит пытаться списать убытки на хвостатых любителей зерна.
О реальных возможностях грызунов рассказал Николай Дубинин (врач-дезинфектолог и директор по качеству фирмы «Добролов»):
Дубинин Николай Дмитриевич
«Мыши предпочитают надгрызть зерна, вместо того, чтобы есть их целиком. Если это были они, проверяющие нашли бы гору порченной пшеницы. В десять раз больше, чем мыши, едят крысы. Но, чтобы умять почти 3000 вагонов, их нужно было бы собирать со всего мира. Даже в Нью-Йорке, который буквально кишит этими вредителями, их поголовье не превышает 16 миллионов.
Много проблем могут создать хомяки. У нас это главный вредитель на полях. Они не только едят, но и постоянно прячут зерно на склады в своих норах. Если кто и может заставить исчезнуть тонны пшеницы, не оставляя следов, то это хомяки». Важно учесть, что на Украине не первый раз пропадают горы зерна. В 2010 году исчезло 53 тысячи, а в 2015 еще 250 тысяч тонн. И вот снова загадочное исчезновение. Для такого пира не хватит всех хомяков, крыс и мышей планеты».
Скорее, серия исчезновений имеет более приземленное объяснение. За последние 10 лет успели смениться на посту десять руководителей Госрезерва. Четверо из них — в течение последнего года. А за выявленные недостачи никто из начальства не понес криминальной ответственности. Текучка вместе с безнаказанностью слабо стимулирует бережно хранить государственное добро.
На пополнение Государственного резерва с 2015 года не было выделено ни одной гривны. Зато нередки были задержки зарплаты, а сдача в аренду элеваторов частным компаниям стала нормой. Были случаи, когда последние вывозили оттуда свою пшеницу вместе с государственной.
На проблему обратили внимание лишь недавно, в начале эпидемии коронавируса. Внезапно выяснилось, что у 10 миллионов медицинских масок, которые хранились там, истек срок годности. Несмотря на это, правительство приняло решение использовать их. Похожая ситуация произошла в прошлом году, когда из-за просрочки пришлось списать крупную партию шприцев и антисептиков из Госрезерва.
Президент Украины Владимир Зеленский выразил негодование: 40-миллионная страна в разгар пандемии столкнулась с тем, что стратегические резервы пусты. Особенно его задел ответ представителя правительства, который заметил, что отказ от резервов — это европейская практика, а пустые склады — движение в этом направлении.
Интересно, что мышам, кроме обжорства, не чужды и более пагубные привычки. Такой вывод можно сделать из того, что, кроме зерна, в «закромах Родины» не осталось и этилового спирта.
Видео. Запись репортажа
Ваш тараканщик и крысолов